Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Выход
Пятница, 19.07.2019, 02:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Маячная средняя общеобразовательная школа" Соль-Илецкого городского округа

Меню сайта

Урок русского языка в 6 классе.

Урок русского языка в 6 классе.

Тема. Подготовка к сочинению по картине К.Ф. Юона "Русская зима. Лигачёво".

Мороз и солнце, день чудесный.

А.С. Пушкин

Цели урока:

- обучать словесному описанию картины;

- развивать связную речь учащихся;

- учить умению высказывать мысли, используя простые предложения, осложнённые ПО и ДО, вводными конструкциями, и сложные предложения;

- прививать любовь к искусству и родной природе;

Оборудование: репродукция картины Юона "Русская зима. Лигачёво"; запись музыкальной композиции "Зима" из "Времён года" П.И. Чайковского.

Ход урока.

1. Слово учителя.

Учитель. Ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы попытаемся  войти  в мир нашей русской природы, увидеть, услышать ее  глазами  художников, поэтов, композиторов. Очень хочется, чтобы вы почувствовали, как воедино сливаются три вида искусства: краски художника, живое слово поэта, звуки композитора. Приглашаю вас совершить  сегодня экскурсию в природу, в одно из лучших ее времен года – в зиму. На уроках литературы мы не раз говорили о том, как описывают красоту родной природы замечательные русские поэты. Давайте вспомним  поэтов - классиков, их видение зимы.  Чтец: В. Брюсов «Первый снег».                                                                                               Серебро, огни и блестки,-                                                                                                                Целый мир из серебра!                                                                                                                  В жемчугах горят березки,                                                                                                            Черно - голые вчера.                                                                                                          Воплощение мечтаний,                                                                                                                 Жизни с грезою игра                                                                                                                  Этот мир очарований,                                                                                                                    Этот мир из серебра!                              

Кто же еще из  русских поэтов посвятил поэтические строки этому чудесному времени года?

Ответ: С. Есенин «Пороша», А. Пушкин «Чародейкою - зимой…», И.А. Бунин «Белым снегом все вокруг запушено…»

Учитель: Каким теплом, задушевностью проникнуты есенинские и пушкинские строки!   Замечательные русские поэты не только умели наблюдать, видеть и глубоко понимать природу, находить прекрасное в ней, но и ярким эмоциональным языком описать виденное, выразить свое собственное  отношение к  зимней природе, наполненной замечательными звуками. Эти же звуки мы можем уловить и в чудесной музыке. Назовите композиторов, посвятивших музыку этой прекрасной поре?  

 Ответ: Чайковский П.И. «Времена года».

Звучит фрагмент  музыки Чайковского «Февраль».

Учитель: Прекрасно. А не подобные ли чувства  испытываем  мы, восхищаясь картинами наших  живописцев. Один из них – талантливый мастер К.Ф.Юон. Известный русский художник Юон Константин Фёдорович жил и работал в основном в Москве и подмосковном местечке Лигачёво. Он любил рисовать портреты, памятники архитектуры и пейзажи любимых мест. Одному такому месту посвящена картина "Русская зима. Лигачёво". Рассмотрим картину.

Какие слова и из каких произведений можно взять в качестве эпиграфа к сочинению по этой картине?

Ответ: А.С.Пушкин: «Мороз и солнце! День чудесный», «Под голубыми небесами, великолепными коврами…»; С.А.Есенин: «Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна»…, И.А. Бунин «Белым снегом все запушено», Ф.И. Тютчев: «Чародейкою зимою…», В.Я. Брюсов «Серебро, огни  и блестки,- целый мир из серебра…» ( запись на доске и в тетради эпиграфа.)

Ребята, а что означает слово "пейзаж"?

Ответ: Пейзаж - это картины природы.

Учитель. Правильно. Вот их и рисовал художник. Пейзажи родного Подмосковья запечатлены на картинах Юона "Мартовское солнце. Лигачёво", "Весенний солнечный день", "Конец зимы. Полдень". (Показ картин). Кроме рисования, Юон занимался изучением истории и теории искусства. Он являлся доктором искусствоведения.

Учитель: Ребята, кто знает, где хранится подлинник этой картины?

Ответ: Эту картину сейчас можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.

2. Беседа по картине.

Учитель: Что изображено на картине?

Ответ: На картине изображён зимний день в подмосковном посёлке Лигачёво, зимние забавы детей и каждодневные заботы взрослых.

Учитель: С чего бы  вы  начали описание  картины?                                                           (Ребята называют ключевые слова : сказочная зима, зима - добрая колдунья, ясная зимняя погода, земля покрылась пушистым блестящим снегом, на улице тихо, морозно, все бело, свежо, сплошное царство снега, мороз и солнце. День чудесный, стоит таинственная тишина, зима красуется, нарядный денек, земля в серебряном наряде, Какое великолепие и спокойствие,  земля покрыта пушистым белым покрывалом.

Учитель: Какое время дня изобразил художник?

Ответ: Начало формы

Скорее всего, время к обеду, потому что ранним утром играть на улице очень холодно, а к обеду теплеет, и самое время - поиграть и покататься на санках.

Учитель: Что можно сказать о снеге, изображённом на картине?

Ответ: Снег белый и пушистый, как одеяло. Он покрывает землю, словно мягкое покрывало, под которым она дремлет до весны. Снег лежит и на крышах домов, и на ветках деревьев, и от этой белизны слепит глаза. Он скрипит под ногами, и этот скрип, словно музыка, раздаётся вокруг.

Учитель. Замечательно. Теперь опишите деревья, которые изображены на картине художника.

Ответ: Могучие деревья, словно великаны, прогнулись под тяжестью снега. Сказочная красота инея на их ветвях напоминает русское кружево. Как будто мастерицы потрудились над узором белой шали и, выполнив работы, набросили эту шаль на ветви деревьев. Заденешь ветку рукой, и с неё, словно тяжелая шапка, свалится ком снега на голову или попадёт за воротник. А ветка слегка качнётся и снова замрёт, словно во сне. Волшебница  окутала  деревья в праздничный наряд, только мохнатые  сосны зеленеют. Деревья  точно сказочный терем раскинулись вокруг, куда так и хочется войти, полюбоваться всей этой красотой.

Учитель. Где стоят березки? Опишите их.

Ответ: Среди всех деревьев выделяются величавые, гордые  русские березки. Вспомним: «белая береза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром…» Березки  словно укутаны кружевом, сплетенным волшебной рукой, иней  звездочками  сверкает на них, березка очень дружна с зимой, она прибавляет ей красоту, зима нарядила ее словно невесту, березка прекрасна в любом наряде.

Учитель. Какие тона использует мастер? Какой цвет преобладает в картине?

Ответ: Вся картина написана в голубовато- серебристом цвете : серые, белые с оттенками фиолетовыми, зеленые.

Учитель. Что мастер показал на переднем плане?  

Ответ: Конечно, обилие снега, который белый, пушистый, серебристый, долгожданный, блестящий.

Учитель. Подберите эпитеты к существительным: день ( чудесный, морозный), воздух (свежий, прозрачный), небо (свинцовое, серое). Ребята, какие изобразительные приемы использовали вы при описании природы? (Эпитет, олицетворение, сравнительный оборот, метафора.)

Учитель. Красивая картина у нас получается. Но картина будет не полной, если мы ничего не скажем о занятиях людей, изображённых на картине. Давайте сначала попробуем описать занятия самых маленьких героев репродукции. Кто сможет сделать это?

Ответ: Зима-проказница не испугала людей морозом и снежностью. Маленьким жителям посёлка это только в радость. Они так долго ждали снега, что как только он выпал, они высыпали на улицу, чтобы покататься и поиграть в снежки. Давно были готовы к работе санки. Садись - и с горы вниз с ветерком. Собаки тоже не отстают от своих хозяев. Они стараются обогнать летящие санки, поймать снежки, путаются под ногами, хватают за штанины и валят ребятишек в сугроб. И непонятно, что громче: весёлые крики детей или заливистый лай собак. А я смотрю на эту картину и думаю: «Как же хорошо зимой», так и хочется перенестись в места, изображенные художником  и поваляться в сугробе.

Учитель: Очень хорошо. А что же в это время делают взрослые жители Лигачёва. Неужели они сидят в теплых домиках и выглядывают в окна?

Ученик: Нет, конечно, мы видим, что зима - не время для отдыха, хотя все основные приготовления к зиме уже давно закончены. На заднем плане репродукции мы видим домики, в которых идёт трудовая жизнь. Зимой темнеет рано, и пока ещё светло, женщины, наверное, готовят вкусный ужин и наводят порядок в дома, а мужчины в это время выполняют самую трудную работу. Они запрягли лошадей, чтобы отправиться в город за продуктами или в ближайший лесок за дровами. Ведь будут в доме дрова, будет и тепло.

Учитель: Представьте себе, что вы стоите рядом и видите этот мир наяву. Какими звуками наполнилась бы эта картина? 

Ответ: Скрипом снега, пением птиц, стуком  дятла по дереву, шелестом ветвей,  даже потрескиванием сильного морозца, лаем собак, похрапыванием лошадей, скрипом дверей…

Учитель: Что же хотел нам сказать художник своей картиной? Что вы чувствуете, глядя на эту картину?

Ученик: Он хотел сказать, что очень любит русскую зиму, пушистую и снежную, и не в городе, а именно в деревне.

III. Заключительное слово учителя (на фоне музыки Чайковского).

Учитель: Как прекрасна и сказочна русская зима в Подмосковье, где никто не посыпает солью дорожки, где не расчищают снегоочистители дороги! Именно здесь понимаешь, что всё вокруг родное, близкое. Много снега - значит, будет в деревне богатый урожай. Зима - хитрая и коварная волшебница. Сегодня снега нет, а завтра завалит по самые ворота. Этим она и прекрасна, русская зима - кудесница, которую воспевает художник. Нам, ребята, повезло, мы живём рядом с природой, которая успокаивает, радует, возвеличивает душу, побуждает создавать такие произведения, как картины Юона.

IY. Запись плана и ключевых слов в тетради.

План.

1. Слово о художнике К.Ф. Юоне.                                                                                         2. Описание картины К.Ф. Юона "Русская зима. Лигачёво":                                            1) белый и пушистый снег;                                                                                                       2) снежные деревья-великаны;                                                                                         3) забавы маленьких селян;                                                                                               4) привычные заботы взрослых;                                                                                       5) как хороша русская зима в Лигачёво!                                                                         3. Моё впечатление от картины.                                                                                         

Во время беседы учитель выписывает ключевые слова (и их синонимы), которые дети могут использовать в своём сочинение - описании. Например : пушистый снег, сказочная красота, снежная белая шаль, волшебное кружево, скрипучий снег, тяжёлая шапка снега, снежная зима, морозная дымка, привычные заботы, зимние забавы, коварная и хитрая волшебница, русская зима - кудесница, богатый урожай, снежная зима, первый долгожданный снег.                              

V. Самостоятельная работа.                                                                                          Подведение итогов урока. 

 

 

Форма входа

Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz


/uGost/ver1-2/31/uGost31.js">