Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Выход
Пятница, 19.07.2019, 03:48
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Маячная средняя общеобразовательная школа" Соль-Илецкого городского округа

Меню сайта

русский язык 10 класс

Методическая   разработка 

 урока   русского   языка   в   10   классе .

 

 

 

 

Комплексный анализ текста.

 

 

 

 

 

 

Цели: - на основе комплексной работы с текстом повторить речеведческие понятия, тропы, орфографические и пунктуационные правила;

- развитие монологической речи учащихся; совершенствование коммуникативных умений и навыков;
- совершенствовать навыки работы на компьютере.

Оборудование: компьютеры, тексты, задания к комплексному анализу, портрет                           Н.А. Заболоцкого, фонозапись стихотворения Н.А. Заболоцкого «Некрасивая девочка».

Ход урока.

I. Орг.момент: проверка готовности учащихся к уроку, наличия раздаточного материала.

II. Прослушивание фонозаписи стихотворения Н.А. Заболоцкого «Некрасивая девочка».

III. Комплексный анализ текста.

Н.А. Заболоцкий «Некрасивая девочка».

1.Среди других играющих детей
Она напом…нает л…гушонка.
2.Заправле(н, нн)а в трусы худая рубаш..нка
Колеч(?)ки рыжеватые кудрей
Ра..сыпа(н, нн)ы рот длинен зубки кривы
Черты лица остры и некрасивы.
3.Двум мальчуганам сверс(?)никам её
Отцы купили по в..лосипеду.
4.Сегодня мальчики не т..ропясь к обеду
Г..няют по двору забывши про неё.
5.Она(ж) за ними бегает по следу.
6.Чужая радость так(же) как своя
Т..мит её и вон из сердца рвётся
И девочка л..кует и смеёт(?)ся
Охваче(н, нн)ая счастьем бытия.
7.Н.. тени зависти, н.. умысла худого
Ещё н.. знает это существо.
8.Ей всё на свете так безмерно ново,
Так живо всё, что для иных мертво!
9.И не хочу я думать наблюдая
Что будет день когда она рыдая
Увид..т с ужасом что посреди подруг
Она всего лиш.. бедная дурнушка!
10.Мне верить хочет(?)ся что сердце не игрушка
Сломать его едва (ли) можно вдруг!
11.Мне верить хочется что чистый этот пламень
Который в глубине её горит
Всю боль свою один переболит
И перетопит самый тяжкий камень!
12.И пусть черты её нехороши
И нечем ей пр..льстить вообр..женье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.
13.А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она в котором пустота
Или огонь м..рцающий в сосуде?

Вопросы и задания:

1. Определите стиль текста и докажите принадлежность данному стилю речи.

2. Какова тема данного текста?

3. Определите основную мысль. В каком предложении она выражена (6, 11, 13)?

4. Найдите контекстуальные синонимы к слову «красота» (12-13). А какой смысл вы вкладываете в это слово (учащиеся зачитывают миниатюры на тему «Красота»)?

Слово учителя. Заболоцкий прожил трудную, суровую жизнь: полуголодное существование, 8 лет лагерей, долгое замалчивание. В течение всей жизни его отличал напряженный духовный поиск: он пытался разгадать тайны бытия, задумывался над отношением человека и природы, над проблемой смысла человеческой жизни, над истинной красотой мира и человека. Что есть красота? Эта афористическая строка становится главной темой многих стихов поэта. Многие из вас сумели правильно и образно выразить, что заключает в себе понятие «красота»: это прежде всего красота души, ее чистота, способность к состраданию и умение искренне радоваться чужому счастью.

5. Какие тропы использовал автор для усиления художественной выразительности (2, 8, 11,12)?

6. Найдите контекстуальные антонимы (10-13).

7. В каком предложении однородные члены предложения помогают создать художественный образ, передать авторское отношение к герою?

8. Найдите в тексте анафору (единоначатие)? Какую авторскую мысль она выражает? Согласны ли вы с автором?

9. Выпишите из текста:

1) слова с проверяемыми безударными гласными;

2)слова с непроверяемыми безударными гласными.

10. Объясните написание «н» и «нн» в кратких и полных страдательных причастиях (2,6). В каких случаях полные причастия пишутся с двумя буквами «н»?

11. Объясните написание частиц в предложениях 5, 6, 7, 9, 10?

12. Найдите в тексте бессоюзное сложное предложение, состоящее из 5 частей. Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматическую основу в каждой части.

13. Укажите предложение с последовательным подчинением. Определите виды придаточных. Расставьте запятые.

14. Найдите предложения с однородным подчинением. Расставьте запятые, укажите вид придаточных.

15. Найдите в тексте предложения с обособленными определениями и обстоятельствами, расставьте знаки препинания.

16. Из предложения 6 выпишите словосочетания с разными видами связи (согласование, управление, примыкание).

17. Выпишите все остальные слова с пропущенными буквами и подберите по два-три примера на данную орфограмму.

(Задания 9-15 выполняются на компьютере как индивидуальные и проверяются после выполнения этих заданий всеми учащимися).

IV. Подведение итогов урока. Оценивание ответов учащихся.

Приложения.

Карточка-подсказка № 1.

НН пишутся:

1. В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида с приставкой.

2. В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида без приставки.

3. В причастиях, у которых есть зависимое слово.

4. Если слово образовано от глаголов с суффиксами ОВА, ЕВА, ИРОВА.

 

Карточка-подсказка № 2.

Частица НЕ употребляется:

1.      Для отрицания.

2.      В предложениях с двойным отрицанием, которые имеют значение утверждения: не мог не помочь.

3.      В вопросительных и восклицательных предложениях.

Частица НИ употребляется:

1. Для отрицания.

2. Для усиления отрицания: не сказал ни слова, нет ни души.

4.      Для усиления утверждения в придаточной части сложноподчиненного предложения:

Он помогал всем, кто бы к нему ни обратился.

Задания, выполняемые на компьютере.

1. Вставьте пропущенные буквы и объясните выбор гласных:

вообр..женье, напом…нает, л…гушонка, в..лосипеду, т..ропясь, г..няют, т..мит, л..кует, м..рцающий.

10. Вставьте пропущенные буквы и объясните написание «н» и «нн» в кратких и полных страдательных причастиях (2, 6). В каких случаях полные причастия пишутся с двумя буквами «н»?

1. Заправле(н, нн)а, ра..сыпа(н, нн)ы, охваче(н, нн)ая счастьем.

2. Отправле..ая, правле..ая мастером, просыпа..ый, охваче..а восторгом, отсканирова..ый текст.

11. Вставьте пропущенные буквы и объясните написание частиц:

1. Н.. тени зависти, н.. умысла худого
Ещё н.. знает это существо.

2. Она(ж) за ними бегает по следу.
Чужая радость так(же) как своя
Т..мит её и вон из сердца рвётся

3. Лиш.., едва (ли).

12. Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматическую основу в каждой части.

Заправле(н, нн)а в трусы худая рубаш..нка
Колеч(?)ки рыжеватые кудрей
Ра..сыпа(н, нн)ы рот длинен зубки кривы
Черты лица остры и некрасивы.

13. Расставьте запятые, определите вид подчинения:

И не хочу я думать наблюдая
Что будет день когда она рыдая
Увид..т с ужасом что посреди подруг
Она всего лиш.. бедная дурнушка!

13. Расставьте запятые, определите вид подчинения:

Мне верить хочет(?)ся что сердце не игрушка
Сломать его едва (ли) можно вдруг!

И пусть черты её нехороши
И нечем ей пр..льстить вообр..женье,-
Младенческая грация души
Уже сквозит в любом её движенье.

15. Расставьте знаки препинания в предложениях с обособленными определениями и обстоятельствами:

Сегодня мальчики не т..ропясь к обеду
Г..няют по двору забывши про неё.

Чужая радость так(же) как своя
Т..мит её и вон из сердца рвёт
И девочка л..кует и смеёт(?)ся
Охваче(н, нн)ая счастьем бытия.

Сосуд она в котором пустота
Или огонь м..рцающий в сосуде?

Форма входа

Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz


/uGost/ver1-2/31/uGost31.js">