Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Выход
Вторник, 17.09.2019, 09:45
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Маячная средняя общеобразовательная школа" Соль-Илецкого городского округа

Меню сайта

Русский язык 6 класс

Урок   русского   языка   в   6   классе  по теме: "Имена существительные, имеющие форму только множественного числа"

 

Тема: "Имена существительные, имеющие форму только множественного числа”

Мотивация: знакомство с немногочисленной группой слов в русском языке.

Цели:

·        знать: имена существительные, имеющие форму только множественного числа;

·        уметь: правильно образовывать трудные формы множественного числа;

·        учиться: точно, уместно употреблять эти существительные в речи.

Задачи:

1. расширить словарный запас;

2. использовать межпредметные связи;

3. развивать речь учащихся.

Обеспечение урока: тетради, ручки, плакат- схема, дидактический материал (карточки с дифференцированными заданиями), фотографии.

Ход урока.

I. Оргмомент. Психологический настрой на работу.

-Ребята! Уже несколько дней на уроках мы ведем разговоры о части речи, волшебство которой состоит в том, что она называет сущность всего, что окружает нас в мире. О чем идет речь? (О имени существительном).

Сообщение ученика.

I этап. Поверка домашнего задания.

Цели:

·        проверка усвоения предыдущей темы "Имена существительные, имеющие формы только единственного числа”;

·        лексико-орфографическая работа;

·        подготовка к усвоению новой темы.

II этап. Объяснение нового материала.

Цель:

·        знакомство с группой существительных, имеющих только форму множественного числа.

- Итак, если есть существительные, имеющие форму только единственного числа, следовательно… (ученики делают предположение) должны быть слова, имеющие форму только множественного числа.

Постановка цели  урока.

- Что мы должны узнать, уметь и чему научиться?

- В  русском   языке  имеются слова, которые

1) употребляются как в единств. числе, так и во множественном: колодец- колодцы.

2) употребляются только в единственном числе: серебро

3) но есть немногочисленная группа слов, которая пополняется крайне редко. Это закрытый список слов, которые в основном заканчиваются на –ы-(и).

Объяснения по таблице.

 

Таблица

Существительные, имеющие только множественное число, обозначают:

1.     названия составных и парных предметов:

(брюки, весы, счеты, очки, перила, часы).

2.     названия материалов или их отходов; вещества:

(консервы, духи, опилки, сливки, обои, хлопья, щи)

3.     названия промежутков времени:

(сутки, будни, каникулы)

4.     названия игр:

(горелки, жмурки, прятки)

5.     названия действий и состояния природы:

(выборы, хлопоты, всходы, сумерки, заморозки).

6.     некоторые географические названия:

(Карпаты, Сочи, Горки, Чебоксары).

- Какие морфологические признаки отсутствуют у этих слов? (не определяются род и тип склонения).

III этап. Закрепление изученного материала.

Цель:

·        уметь находить слова изучаемой группы и употреблять их в речи.

Работа с учебником.

- Выполните упражнение. Прочитайте пословицы, определите их тему. Укажите имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа.

Физкультминутка

- Ребята, вы любите путешествовать? Почему? Давайте окунемся в наше далекое прошлое.

Видим кованые ножницы, клещи... 

Видим весы...

Видим «прадеда» калькулятора – счеты…

Задание: составьте предложение с именами существительными, имеющими форму только множественного числа, просклоняйте имя существительное часы.

- А кто сможет сказать, что такое Святки? (Время от Рождества до Крещения)

Накануне Рождества мы с вами и родителями колядовали. Давайте вспомним, как это было.

- Какое время наиболее интересное и веселое для вас? (Каникулы)

СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА:

Если перевести его с латыни на русский язык, то получится "собачка, щенок”. Каникулой древние римляне называли Сириус - самую яркую звезду в созвездии Большого Пса. В самые светлые дни (с середины июля до конца августа) Солнце проходило через это созвездие. Тогда делали перерыв в занятиях, наступали каникулы. Бывают осенние, зимние, весенние, летние каникулы.

Подберите к слову «каникулы» прилагательные, глаголы, составьте со словом предложение.

 

Каникулы

Веселые Долгожданные

Наступают Веселят Помогают

Скоро наступят долгожданные каникулы

Праздник

- Какие картины, кинофильмы, художественные произведения в названии имеют это слово? (Ф. Решетников "Прибыл на каникулы”; м\ф. "Каникулы в Простоквашино”; А. Барто стихотворение "Каникулы”)

 

IVэтап. Подведение итогов.

- Что нового узнали на уроке? (Ориентируясь на таблицу и другие материалы урока, ученики отвечают на вопрос)

Д\з: сочинение- миниатюра «Краеведческий музей», индивидуальные задания на карточках.

ЗАДАНИЕ №1

Выпишите имена существительные в следующей последовательности:

1.     Употребляющиеся только в единственном числе;

2.     Употребляющиеся только во множественном числе;

3.     Употребляющиеся в единственном и множественном числе.

Территория, салазки, роща, каникулы, нефть, шахматы, родня, клещи, сумерки, имя, учитель, дно, сливки, сено, сахар, ворота, чернила.

ЗАДАНИЕ №2

Откуда взяты отрывки с именами существительными, употребляющимися только во множественном числе:

1.     И вмиг ворота на запор.

2.     Пустился мой хитрец в переговоры.

3.     Очки не действуют никак.

4.     Он спросил себе щей с мясом.

ЗАДАНИЕ №3

Подберите к существительным антонимы, которые употребляются только во множественном числе.

Занятия – (каникулы)

Праздник – (будни)

Рассвет – (сумерки).

ЗАДАНИЕ №4

Запишите как можно больше существительных, употребляющихся только во множественном числе и обозначающих: а) парные или состоящие из нескольких частей предметы; б) множественную совокупность, собирательность; в) вещества, материалы; г) действия, игры, обряды; д) отрезок времени; е) географические и астрономические названия.

ЗАДАНИЕ №5

Зайдите в магазин и найдите предметы- существительные, имеющие форму только множественного числа. Составьте и запишите с этими словами простое и сложное предложение. Сделайте морфологический разбор одного из этих слов.

ЗАДАНИЕ №7

Перечислите народные (чувашские) игры, названия которых имеют форму множественного числа. Опишите правила одной из игр.

ЗАДАНИЕ №8

Посмотрите, какие продукты питания имеются в вашем доме. Названия каких из них имеют форму только множественного числа? Что можно приготовить из этих продуктов. Запишите рецепт.

ЗАДАНИЕ №9

Найдите антонимы (в том числе и диалектные слова) к слову САНИ. Составьте два словосочетания с ними и сделайте разбор.

ЗАДАНИЕ №10

Определите лексико-грамматический разряд существительного ПРЕРИИ. Используйте толковый словарь русского языка.

ЗАДАНИЕ №11

Отгадайте загадки:

1.     Два конца, два кольца, посредине гвоздик. (Ножницы)

5.     Пустился мой хитрец в переговоры.

6.     Очки не действуют никак.

7.     Он спросил себе щей с мясом.

Форма входа

Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz


/uGost/ver1-2/31/uGost31.js">