Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Выход
Вторник, 17.09.2019, 09:44
Приветствую Вас Гость | RSS

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение "Маячная средняя общеобразовательная школа" Соль-Илецкого городского округа

Меню сайта

Пунктуация простого осложненного предложения.


Урок русского языка в системе подготовки к ЕГЭ в 11-м классе с использованием информационно-компьютерных технологий.

ХОД УРОКА.

Слайд № 1.        

Сообщение темы.

- Грамматика повелевает даже царями. Слова Жана Батиста Мольера очень хорошо подходят к теме нашего урока, которая звучит так: Пунктуация простого осложнённого предложения.

 

Постановка целей.

- Какова цель нашего урока? Правильно, мы повторим пунктуацию простого осложнённого предложения.

Слайд № 2.

 

Повторение.

- Давайте вспомним, какими могут быть простые предложения.

                                                               Слайд № 3.

- Всегда необходимо «видеть» и учитывать строение предложения, так как в русском языке пунктуация связана со структурой предложения. Таким образом, вначале надо разобраться в строении предложения, а затем применять пунктуационное правило. Конечно же, надо помнить и о том, что знаки препинания выполняют и смыслоразличительную функцию. Перед вами известная шутка. Посмотрите и попробуйте прочесть:

Слайд № 4.

В реке там рыба, на бугре
Мычит корова, в конуре
Собака лает, на заборе
Поёт синичка, в коридоре
Играют дети, на стене
Висит картина, на окне
Узоры инея, в печурке
Горят дрова, в руках девчурки
Нарядная там кукла, в клетке
Ручной щегол поёт, салфетки
Там на столе лежат, коньки
К зиме готовят, там очки
Лежат для бабушки, тетрадки
Всегда содержатся в порядке.

- Ерунда? Тогда прочитайте стихотворение с паузами на месте знаков препинания так, чтобы «корова в конуре не мычала», а в следующих заданиях думайте о смысле предлагаемых в упражнениях предложений.

- Предлагаю систематизировать процесс повторения и принять порядок изложения материала в соответствии с таблицей. Давайте начнём с однородных и неоднородных определений.

Слайд № 5.

 

1. Домой Тихон Ильич ехал в солнечное, жаркое утро… (И.Бунин)
2. Все серые, карие, синие глазки – смешались, как в поле цветы. (Н.Некрасов)
3. Стояла тёмная июльская ночь. (М.Пришвин)

 

- Прокомментируйте, пожалуйста, содержание таблицы. Выберите из предложений, находящихся на слайде, нужные для иллюстрации ваших рассуждений.

 Задание.

- А теперь пишем под диктовку:

Тяжелые, холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор. (М.Лермонтов)

Скучные, глухие времена дедушки сменились временем молодых господ. (И.Бунин)

Опять знакомо запахло пресной теплой водой, илом, полевой вечерней свежестью. (И.Бунин)

Слайд № 6.

Проверка работы – сверка со слайдом.

- Ребята, в части А есть задание № 21. Оно простое, но ошибки в нем встречаются часто. Все дело в том, что выпускники не видят структуру предложения, забывают о том, что это главная подсказка. Обратимся к таблице.

Слайд № 7.

Задание. Прокомментируйте содержание таблицы. Запятая не ставится или ставится перед…

Задание. Закрепим. Спишите предложения, расставьте знаки препинания, объясните их постановку.

Слайд № 8.

Мне слышался вечерний гул домой бегущих табунов и дальний лай знакомых псов. (М.Лермонтов)

Анекдот о трёх картах сильно подействовал на его воображение и целую ночь не выходил у него из головы. (А.Пушкин)

Ветер пришёл на помощь берёзе, и своим голым веником она начала из года в год хлестать ель по макушке. (М.Пришвин)

- А теперь вспомним постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.

Слайд № 9.

Задание. Прокомментируйте содержание таблицы.

Задание. Выполните работу по карточкам.

Расставьте знаки препинания:

1.      Тонкий дождь сеял на леса, на поля, на широкий Днепр.

2.      Тут были и старинный сундучок, и часы в футляре, и комод со множеством отделений.

3.      Дом невелик, а лежать не велит.

4.      На одном и том же кусте сирени я увидел жёлтые листья и начавшие набухать почки.

5.      По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвёл алым и влажным огнём.

6.      Ни свет ни заря запел петух.

- Дальше остановимся на вводных словах. Какие слова мы называем вводными и как они выделяются на письме? (Слова, грамматически не связанные с членами предложения, выражающие отношение говорящего к высказываемой мысли. Вводные слова выделяются запятыми).

- Но есть слова, которые не являются вводными и не выделяются запятыми. Посмотрите на экран и убедитесь, что вы ничего не забыли.

Слайд № 10.

- Многие вводные слова могут быть очень коварными. Напоминаю вам лексическое значение самого термина: вводить -  «заставить войти», включить что-то во что-нибудь. Они введены, но с другими членами предложения грамматически не связаны, тогда как в другом предложении они же связаны и вводными не являются, например:

Слайд № 11.

ž  Но, может быть, вы хотите знать окончание истории Бэлы?

ž  Ветер здесь может быть очень сильным.

ž  К вечеру, однако, ветер утих.

ž  Однако к вечеру ветер утих.

Особый разговор о слове однако. Слово однако не выделяется запятой, если стоит в начале предложения.

Слайд № 12.

Задание: Объясните знаки препинания в данном тексте, определите, чем осложнены простые предложения.

Как часто мы браним осень, называем её скучной, тоскливой порой. Может быть, мы правы? Короче становятся наши прогулки, и тускнеет игра света и тени. Фасады домов, делающиеся серыми, кажутся все на одно лицо.

Совсем недавно, два дня назад, было тепло, вольно, хорошо и в лесу, и в поле. Но в тихую осень, полную красок, вдруг ворвались дожди и ветры. Однако золото осени ещё не тускнеет. Оно, заворожив многих художников, продолжает согревать нас на их полотнах.

- Теперь, я думаю, что вы можете справиться с заданиями ЕГЭ № 21, 22, 23, 24 из части А.

- Следующее задание будет по типу В5.

Карточка.

Прочитайте и выполните задания:

                                                  Краски и звуки осени.
           
(1) Я изучал осень упорно и долго. (2) Для того, чтобы увидеть по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни. (3) Так было и с осенью. (4) Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. (5) Это помогло мне пристальнее всмотреться в неё и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах.
            (6) Я узнал, что осень смешала все чистые краски, какие существуют на земле, и нанесла их, как на холст, на далёкие пространства земли и неба.
            (7) Я видел листву, не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, чёрную, серую и почти белую. (8) Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. (9) А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. (10) Небо, покрытое облаками, всё же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. (11) В сосновых чащах дрожали от холода берёзы, осыпанные сусальной позолотой. (12) Эхо от ударов топора, далёкое ауканье баб и ветер от крыльев пролетевшей птицы стряхивали эту листву. (13) Вокруг стволов лежали широкие круги от палых листьев. (14) Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках.

              1. Среди предложений 1–5 укажите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Назовите его номер. (№ 5)
             2. Среди предложений 6-10 укажите предложения с обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом. Назовите номер.(№ 6, 10)
             3. Среди предложений 11-14 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Укажите его номер. (№ 11)

- Давайте проверим себя. Докажите, что ваш выбор ответа верен.

- А теперь подведем итоги урока. Сформулируйте ответы на следующие вопросы:

Слайд № 13.

- При помощи чего может быть распространено простое предложение? (При помощи второстепенных членов предложения: определений, дополнений, обстоятельств).

- При помощи чего может быть осложнено простое предложение? (При помощи однородных членов предложения: главных и второстепенных; обособленных оборотов: причастных, деепричастных, сравнительных; слов, не являющихся членами предложений: обращений, вводных слов и предложений).

- Домашняя работа. Расставьте и объясните знаки препинания:

С чего начинается Родина?

С чего начинается Родина?
С улыбок и слез матерей;
С тропинки, ребятами пройденной,
От дома до школьных дверей.

С березок, стоящих веками
На взгорье в отцовском краю,
С желанья потрогать руками
Любимую землю свою.

Где наша Отчизна кончается?
Гляди — не увидишь границ,
В полях горизонт раздвигается
При вспышке далеких зарниц.

А ночью в морях ее синих
Баюкает звезды волна.
Нет края-конца у России;
Безбрежна, как песня, она.

Так что же такое ты, Родина?
Поля в перелесках зари.
Все очень знакомое вроде бы,
А глянешь — и сердце горит.

И кажется: можешь с разбега
Взлететь, не боясь вышины,
И синюю звездочку с неба
Достать для родимой страны.
                    (К. Ибряев)

Россия.

Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят.
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра,
Какая Родина богатая,
Не сосчитать её добра!

Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая Родина счастливая,
И это счастье всё для нас!
                    (В. Боков)

Слайд № 14.

- Спасибо за совместную работу!

 приложение

Форма входа

Copyright MyCorp © 2019
Конструктор сайтов - uCoz


/uGost/ver1-2/31/uGost31.js">